Поиск:  
  
Календарь
Панорама
Сообщество
Форумы
Проекты
Мастерская
Клуб конструкторов
Книжная полка
Каталог ссылок
Доска объявлений
Работа
Гостевая книга
Старая версия сайта

  





  ***

08.01.2005 - Исследователи разрабатывают робо-вертолеты для полета на низких высотах


Робоклуб/Новости/Проекты/08.01.2005 - Исследователи разрабатывают робо-вертолеты для полета на низких высотах




Исследователи разрабатывают робо-вертолеты для полета на низких высотах

Когда масштабированные модели вертолетов пролетают через импровизированный «городской каньон» на испытательном полигоне, то посторонний человек, увидевший этот эксперимент, скорее всего решит, что он видит фигуры высшего пилотажа роботизированного авиа-шоу. Однако, чтобы создать такие приборы, исследователям из Калифорнийского университета Беркли пришлось совершить ряд технологических прорывов.

Члены команды, участвующие в программе «Воздушные роботы» (Berkeley Aerial Robot (BEAR)), уже провели ряд успешных полевых испытаний с вертолетами, весящими около 58 кг, которые способны не только осуществлять полностью автономные полеты, но и избегать столкновений с объектами, попадающимися им на пути.

Дэвид Шим (David Shim), инженер-исследователь университета, утверждает, что их команда «была первой, кто смог разработать систему, где автономные вертолеты могут обнаруживать препятствия, как неподвижные, так и движущиеся, и производить перерасчет траектории в режиме реального времени, чтобы достигнуть изначальной цели».

Эти исследования – шаг на пути к созданию роботизированных вертолетов, которые смогут летать по городским улицам или через лесные массивы.

В основе технологии распознавания и автоматического обхода препятствий лежит так называемая нелинейная модель предсказательного управления (nonlinear model predictive control (MPC)). Эта технология, при использовании соответствующих датчиков, применима как к пилотируемым, так и беспилотным вертолетам, утверждают исследователи. Они надеются, что в будущем она поможет уменьшить количество столкновений самолетов и спасать жизни людей.

Кроме того, такие роботы могут участвовать в поисковых и спасательских операциях, проводить инспектирование линий электропередач; переносить приборов тепловидения, используемых в сельском хозяйстве и т.д.

В одном из недавно проведенных полевых испытаний разработчики заранее запрограммировали траекторию полета вертолета, которая проходила через тенты высотой 3 м, расположенных сеткой 2х3 и имитирующих городскую улицу. По условиям первого эксперимента, тенты входили в траекторию полета, но вычислительная система вертолета должна была самостоятельно рассчитать, как избежать их.

В более сложном втором эксперименте местоположение тентов не было указано, так что сначала вертолет, с помощью лазерного сканера, создающего трехмерные изображения, должен был обнаружить эти препятствия, а затем изменить курс таким образом, чтобы не врезаться в них.

Результаты экспериментов более чем удовлетворительны: вертолеты ни разу не отклонились от рассчитанного пути более чем на 30 см.

«В реальном мире основная проблема с загрузкой предварительного рассчитанной траектории в компьютер самолета, основы программы автопилота, заключается в том, что на низких высотах информация меняется, - говорит Шэнкер Сэстри (Shankar Sastry), профессор Калифорнийского университета. – Карта или географическая информация, которая используется при составлении программы, может измениться из-за того, что было построено новое здание или произошло какое-нибудь другое событие такого рода. Мы разрабатываем систему, которая будет реагировать на такие изменения без человеческого вмешательства».

Беспилотные летательные аппараты (Unmanned aerial vehicles (UAV)) в настоящее время ограничены такими высотами, где шансы того, что самолет врежется в дерево, здание или другой самолет, весьма невелики или вовсе отсутствуют. Бесплотные винтокрылые летательные аппараты интересны, в частности, тем, что обладают большей маневренностью по сравнению с воздушными суднами с неподвижным крылом. Вертолеты могут парить, взлетать и садиться вертикально, поэтому они могут функционировать в сильно застроенных или густо заросших местностях.

«Беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом допускают использование менее точных управляющих алгоритмов, так как, если что-то случается, то в течение некоторого времени они могут планировать, - говорит Сэстри. – Напротив, вертолеты по сути своей неустойчивы, поэтому входные данные должны быть точными, и они должны поступать очень быстро, чтобы предотвратить падение вертолета».

Кроме вышеописанного эксперимента, исследователи провели также испытания с двумя вертолетами, летящими друг навстречу другу. Тест продемонстрировал способность автономных вертолетов взаимодействовать друг с другом. Во время полета вертолеты регулярно посылали сигналы на компьютер наземной станции, указывая свое местоположение. Обратно компьютер посылал информацию, предупреждающую вертолеты о наличии друг друга в воздухе. Затем вертолеты рассчитывали свои траектории таким образом, чтобы избежать столкновения в воздухе – и все это без человеческого вмешательства.

Команда университета переделала 4 радиоуправляемых, работающих на бензине вертолета, каждый из которых весит приблизительно от 58 до 72 кг и длиной 3,6 м. Вертолеты были собраны в Японии в промышленном масштабе для использования, в основном, в качестве самолетов для распыления удобрений на полях. Исследователи снабдили их различным оборудованием, специально разработанным для беспилотных летательных аппаратов.

Например, на каждом вертолете установлено по два бортовых компьютера с операционной системой QNX, предназначенной для вычислений в режиме реального времени. Также разработчики адаптировали системы глобального позиционирования и инерциальной навигации, что помогает стабилизировать вертолеты во время автономных полетов, а также беспроводные модемы и системы Ethernet для обмена информацией.

Для обследования местности впереди себя вертолеты используют лазерные сканеры, один из которых постоянно поворачивается вверх и вниз, чтобы создать трехмерное изображение. Исследователи также сделали большие изменения в системе компьютерного зрения, как часть отдельного контракта с компанией Boeing.

Достижения в сфере технологий создания батарей позволили исследователям из Беркли разработать первый электрический автономный вертолет, работающий на литиево-полимерных батареях – том же типе батарей, который используется в современных мобильных телефонах. Этот вертолет примерно в два раза меньше по размерам вышеописанных вертолетов, работающих на бензине.

Батареи обеспечивают большее количество энергии при меньшем весе, поэтому сейчас они летают лучше и дольше, чем такие же вертолеты, но работающие на бензине. Кроме того, батареи могут быть заменены на станции, вырабатывающие электричество из солнечной энергии, а также их достоинством является возможностью автоматического старта и отключения, в то время как чтобы завести мотор вертолета, работающего на бензине, часто необходимо вмешательство человека.

Разработчики планируют провести еще ряд полевых испытаний, как и электрическими, так и работающими на бензине вертолетами в 2005 году.

gale
PhysOrg.Com

Комментарии

Добавить комментарий
Дима     
Круто!